Турфирма:

+7 (8162) 55-22-39
+7 952 489-00-33
sadkorus@mail.ru
vk.com/ttksadko
Предтеченская, 18
Мы на карте

Турфирма:

+7 (8162) 55-22-39
+7 952 489 00-33
sadkorus@mail.ru
vk.com/ttksadko

Возможна оплата: VISA • Mastercard • Maestro

Возможна оплата: VISA • Mastercard • Maestro

Аркада Гостиного Двора (XVII-XVIII вв.)

Аркада Гостиного двора находится в городе Великий Новгород. Это наиболее поздняя постройка на территории древнего Торга. В XVII—XVIII веках на месте Торга был выстроен Гостиный двор, а аркада являлась его обрамлением. В годы Великой Отечественной войны он был практически полностью разрушен, сохранилась лишь одна аркада. Именно она сейчас является символом Ярославого Дворища и Торга.

Торговая сторона Великого Новгорода Торговая сторона Великого Новгорода

Воротная башня Гостиного Двора (XVII в.). Выставка «Христианские древности. Художественный металл XI-XIX вв.». Выставка «Спасённые фрески»

К северо-западу от Николо-Дворищенского собора расположено древнее трехэтажное гражданское здание с двумя проездными арками, над средней частью которого возвышается восьмиугольная башня, увенчанная шатром – Воротная башня Гостиного Двора, возведенного в 90-х гг. XVII в. по проекту «каменных дел подмастерья» С. Ефимова другим известным московским зодчим и подмастерьем каменных дел» Гурием Вахромеевым.

Со смотровой площадки Воротной башни открывается вид на город.

Часы работы: с 10.00 до 18.00, перерыв 13.30-14.30, выходные - вторник, среда, первый понедельник месяца.

Выставка «Христианские древности. Художественный металл XI-XIX вв.». На выставке, размещенной в залах трёх ярусов Воротной башни, экспонируется свыше 300 памятников христианской культуры.

Среди них произведения меднолитой пластики: кресты разные по типу и назначению, амулеты-змеевики, наперсные иконки XI-XV вв., створчатые панагии, древнейший запрестольный выносной крест, уникальные рипиды из Антониева монастыря, паникадила-хоросы, образцы церковной посуды (кандия из Софийского собора, водосвятные чаши из новгородских храмов), изделия из олова.

Выставка «Спасённые фрески».

Сейчас в здании открыта для посетителей выставка «Спасённые фрески», на которой демонстрируется уникальный опыт реставрации фресок XIV в. ц. Спаса Преображения на Ковалёве бригадой лауреатов Государственной премии А.П. и В.Б. Грековых.

Воротная башня Гостиного Двора Воротная башня Гостиного Двора

Церковь Св. Прокопия (XVI в.)

К востоку от церкви Жён-мироносиц в непосредственном соседстве с ней стоит миниатюрная отлично сохранившаяся ц. Прокопия «с погребом», выстроенная гостем Дмитрием Ивановичем Сырковым.

Подобно церкви Жён-мироносиц, этот храм имеет три этажа. Кроме подклета на уровне земли, под церковью устроен подвал, или, как назвал его летописец, «погреб». Как и в храмах XV в., этажность постройки на фасадах не выражена.

Архитектурный облик церкви Прокопия наглядно отражает взаимодействие новгородской и московской традиций в новгородском зодчестве XVI в.

Церковь Св. Прокопия Церковь Св. Прокопия Церковь Св. Прокопия Церковь Св. Прокопия

Церковь Жён - Мироносиц (1510 г.)

Церковь Жён-мироносиц выстроена в 1510 г. на месте сгоревшей в 1508 г. деревянной церкви того же имени, сменившей каменную церковь 1445 года, в свою очередь сооруженную на месте более древней постройки.

Строитель храма 1510 г. – Иван Сырков был родоначальником крупнейшей фамилии московских купцов, представители нескольких поколений которой нередко упоминаются в новгородских и московских летописях ХVI века.

Церковь Жён-мироносиц разделена сводами на три этажа, из которых первый – подвальный – расположен ниже уровня земли. Оба нижних этажа являлись складскими помещениями, очень обширными.

Церковь Жён-мироносиц выстроена Церковь Жён-мироносиц выстроена Церковь Жён-мироносиц выстроена Церковь Жён-мироносиц выстроена

Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу (1356 г)

Построена в 1356 г. на месте одноименной деревянной церкви. Нижняя кладка стен относится к XIV веку. В конце XVII в. перестроена в духе распространенного в то время «нарышкинского барокко».

В церкви открыта выставка фотографий с видами города конца XIX – начала XX вв. «Прогулки по старому Новгороду». На долгую память останется ваше фото на фоне Старого города, особенно если вы дадите волю фантазии и примерите старинную шляпу, боа и другие аксессуары, которые Вам предложит смотритель музея.

Часы работы: с 1 апреля до 31 сентября 10.00-18.00; с 1 октября по 31 марта 10.00-16.00 (по будням), 11.00-18.00 (суббота-воскресенье); выходные среда, четверг и последний понедельник месяца.

Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу Церковь Св. Георгия Победоносца на Торгу

Церковь Параскевы Пятницы (1207 г.)


 Один из интереснейших архитектурных памятников Новгорода.

Деревянная церковь Параскевы Пятницы на Торговище была первоначально выстроена в 1156 г. «заморскими купцами», то есть корпорацией новгородских купцов, ведших заморскую торговлю.

В 1191 г. некий Константин с братом вновь поставили деревянную церковь того же имени. Наконец, под 1207 годом новгородские летописи сообщают об окончании каменной церкви, возведенной опять заморскими купцами». Построенную в 1207 г. на средства «заморских» купцов церковь посвятили св. Параскеве Пятнице, так как в Новгороде пятница была днем базаров и ярмарок и святая считалась покровительницей торговли.

Это высокий одноглавый храм, углы которого оформлены широкими многоуступчатыми лопатками.

Церковь открыта с 1 апреля до 1 октября с 11.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00, выходной - вторник, среда.

Церковь Параскевы Пятницы Церковь Параскевы Пятницы Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу (1135 г.)

Церковь, построенная в 1135 г. князем Всеволодом Мстиславичем, была последней по времени княжеской постройкой в городе.

"В 1135 году бишася Новгородци с Суздальци на Ждане горе (?) и одолеша Суздальци Новгородцеми". В память погибшим в битве в то же лето Князь Всеволод и Владыка Нифонт заложица церковь камену.

Существующая церковь возведена на старой основе в 1458 г.

В 16-18 веках памятник перестраивался.

От первоначальных форм сохранился лишь план шестистолпного трехнефного здания с тремя апсидами.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127 г.)

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках построена в 1127 году князем Всеволодом, который передал ее общине самых богатых новгородских купцов — Иванскому «сто». Много лет церковь служила не столько для богослужения сколько для торговых сделок. Здесь хранились эталоны городских мер и весов, заседал купеческий суд, устраивались братчины — пиры в складчину, когда прибыли бывали особенно высокими.

Никольский собор. (1113 г.). Выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея»

Самое древнее здание на территории Ярославова дворища и первая каменная постройка на Торговой стороне – Никольский собор (1113 г.). Строительство собора связано с чудесным явлением иконы св. Николы и исцелением от нее князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. В ходе недавних реставрационных работ храму возвращены древние формы, восходящие к киевской традиции XI в.

В соборе сохранился резной позолоченный иконостас конца XVIII века в стиле барокко, а также фрагменты фресковой росписи XII в., среди которой - «Иов на гноище», «Страшный суд», фресковые орнаменты.

Выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея».

В западной пристройке 1809 г. расположена уникальная выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея».

Выставка позволяет проследить последовательное становление декоративно-прикладного изразцового искусства и постепенное превращение его в высокое монументальное искусство.

Первоначально использовавшиеся для украшения интерьеров, в частности, для облицовки церквей, изразцы постепенно начинают применяться для украшения фасадов церквей. Наиболее ярко особенности монументальной керамики воплотились в изразцах Вяжищского монастыря. Экспонаты выставки дополнены огромными фотографиями памятников, в украшении которых они применялись. Экспозиция позволяет проследить историю русского искусства.

Храм открыт с 10.00 до 18.00, перерыв с 12.00 до 13.00, выходные – понедельник, вторник и последняя пятница месяца.

Никольский собор Никольский собор Никольский собор

Ярославово дворище. Древний торг

Ярославово Дворище – архитектурный центр Торговой стороны – небольшая территория, расположенная на правом берегу Волхова напротив южной половины детинца.

Комплекс ценнейших памятников архитектуры XII-XVIII вв.

По преданию, именно здесь князь Ярослав в начале XI в. поставил дворец, превосходящий пышностью и великолепием все подобные сооружения в Европе. Белая аркада Гостиного двора напоминает о располагавшемся вокруг Дворища Торге – самом оживлённом месте в Новгороде. Здесь располагались амбары и лавки, кипела торговля, а к пристаням подходили суда за морских купцов. Недалеко от Ярославова Дворища находился древний Готский Двор, где жили ганзейские купцы, приезжавшие торговать с Новгородом.

Каменные торговые ряды взамен деревянных лавок древнего Торга были построены по указу Петра I в XVI-XVII вв.

Ярославово дворище. Древний торг

Екатеринин Путевой Дворец (1771 г.)

Ансамбль Путевого дворца возник в 1771 г.

Из архивных документов известно, что ««строение сие исполнено одновременно с бывшею тогда постройкою из С. Петербурга в Москву каменной мостовой дороги... для удобства проезда императрицы в Москву, по случаю коронования».

Кроме дворца ансамбль включал сохранившиеся до нашего времени флигеля, выходящие главными фасадами на улицу Герцена.

Ансамбль занимал важное с градостроительной точки зрения место – напротив Кремля и вблизи Ярославова дворища.

В композиции ансамбля использовался прием усадебной застройки второй половины ХVIII в.

Дворец располагается в глубине участка и имеет выход в сад со стороны реки.

Екатеринин Путевой Дворец

Антониев монастырь (XII в.). Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117 г.)

Антониев монастырь основан в первые годы XII в. Его собор – Рождества Богородицы – принадлежит к древнейшим церквам Новгорода.

Первые века Антониева монастыря, как и все здесь, в этой легендарной области, окружены преданиями. Житие св. Антония рассказывает, что он родился в Риме. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл через Неву и Ладожское озеро, в Волхов и очутился в Новгороде. Это было в ночь под Рождество Христово в 1106 г. На месте, где он пристал к берегу, преподобный Антоний Римлянин построил монастырь. Через год он попросил рыбаков за слиток серебра закинуть сети в Волхов, и чудным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии.

Так, говорит легенда, а в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю.

Камень же, на котором Антоний приплыл в Новгород, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117г.).

Собор Рождества Богородицы построен в 1117 г.

В алтарной части храма расчищены фрагменты фресковой живописи XII в.

Интересна фигура человечка в кафтане, над головой которого процарапано имя «Петр». Предполагается, что это имя зодчего, строившего храм.

Хорошо сохранившийся иконостас собора XVI-XVII вв. представлен в экспозиции «Русская икона XI-XIX вв. в собрании Новгородского музея» в Кремле. В соборе проходят концерты духовной хоровой музыки.

Открыт с 10.00 до 17.00, выходные - понедельник, первая среда каждого месяца.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Церковь Иоанна Богослова (1383-1384 гг.)

Земляной вал Окольного города и небольшая пересыхающая в летнюю пору и бурно разливающаяся весной речка Витка отделяют церковь Бориса и Глеба от расположенной у впадении Витки в Волхов церкви Иоанна Богослова в Радоковицах.

Созданная в 1383 - 1384 годах церковь Иоанна Богослова является одним из лучших по сохранности памятников новгородского зодчества ХIV века. Строгая простота в ней сочетается с мудро найденными пропорциями.

В древности фасады храма имели трехлопастные завершения, позже замененные щипцами, по которым положена восьмискатная кровля.

При реставрации храма в послевоенное время на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в ХIХ веке древний перспективный портал. Над порталом обнаружена интересная композиция из трех окон с двумя узкими нишами, расположенными между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной «бровкой».

Мы уже обращали внимание на этот декоративный прием, примененный на южном фасаде церкви Спаса на Ильине и в церкви Петра и Павла в Кожевниках.

 Церковь Иоанна Богослова  Церковь Иоанна Богослова  Церковь Иоанна Богослова Церковь Иоанна Богослова

Церковь Бориса и Глеба (1536 г.)

Расположенная на берегу Волхова, ц. Бориса и Глеба в Плотниках была поставлена в 1536 г. на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Церковь возводилась жителями Запольской и Конюховой улиц при участии новгородских и московских гостей. Летописец подчеркивает, что постройка была завершена за пять месяцев.

Церковь Бориса и Глеба по своему плану близка к новгородским памятникам XIV в. Очевидно, древний храм, на месте которого строилась новая церковь, не был разрушен полностью. Но этим и ограничивается роль древней традиции в сложении архитектурного облика церкви Бориса и Глеба, целиком связанного с новыми веяниями, характерными для новгородского зодчества ХVI века.

Об этом свидетельствует необычное в новгородском зодчестве ХII - ХV веков пятиглавие храма и завершение фасадных членений декоративными килевидными арочками, сочетающееся со щипцовым покрытием каждого членения, а также многократно повторенный поясок из пятиугольных плоских двухуступчатых нишек на барабанах и апсиде храма. Как и другие новгородские постройки XVI в., ц. Бориса и Глеба сложена из кирпича.

Церковь Бориса и Глеба Церковь Бориса и Глеба Церковь Бориса и Глеба

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.)

Выдающийся памятник Новгородской феодальной республики периода расцвета (XIV в.), ставший надолго классическим образцом для последующего строительства. Расположен на берегу бывшего Фёдоровского ручья (он был засыпан и сейчас это проезжая часть улицы Фёдоровский ручей).

Внутри храма сохранилась роспись XIV в., выполненная новгородскими художниками, предположительно, учениками Феофана Грека. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает мастерством художественного исполнения. На стенах памятника сохранилось много граффити (надписи, выцарапанные на штукатурке) XIV-XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей – потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви.

Открыт: 10.00-17.00, выходные - четверг, пятница, последняя среда месяца.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Церковь Фёдора Стратилата на Ручью Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Церкви Апостола Филиппа и Николы Чудотворца на Нутной улице (1527-1528 гг.)

Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца построены в 1527-1528 гг. на Нутной улице новгородскими и московскими купцами на месте разобранной церкви XIV в. Относятся к типу уникальных для всего древнерусского зодчества сдвоенных построек с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок – всего четыре: две маленькие, две большие.

Церкви равны по высоте, но различны по площади, апсида одна – у ц. Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие.

В XX в. на протяжении 30 лет храм был единственным действующим в Новгороде.

Храм открыт с 7.30 до 19.30, богослужения проводятся ежедневно в 8.00 и 18.00, в воскресенье в 7.00, 10.00 и 18.00.

Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца

Церкви Благовещения и Михаила на Витковом переулке (1362 г., 1300-1302 гг.)

К юго-востоку от Ярославова дворища, почти на берегу Волхова, расположены две связанные между собой кирпичным переходом церкви – ц. Михаила на Михайлове улице и церковь Благовещения на Виткове переулке.

От первой из них - церкви Михаила, созданной в 1300-1302 гг. и заново перестроенной на старой основе в 1454 г., в результате капитальной переделки ХIХ в., сохранились лишь незначительные фрагменты нижних частей стен и фундаменты. Древний архитектурный облик её почти неуловим.

Ц. Благовещения сохранилась несколько лучше. Возведённая первоначально в 1362 г., она была заново перестроена в 1466 г. и, судя по декору южного фасада, еще раз в XVI в. Именно в это время на южном фасаде могли появиться и поясок из пятиугольных плоских нишек, и простейший карниз, отмечающий уровень церковного подклета. По-видимому, и кирпичный переход с восьмигранной колокольней над ним сооружены в это же время.

Церкви Благовещения и Михаила на Витковом переулке

Знаменский собор (между 1682 и 1699 гг.)

Собор был построен на месте обветшавшей церкви, сооруженной для иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», защитившей Новгород от суздальцев в 1170 г.

По ярославской традиции он весь усеян стенописью не только внутри, но и снаружи – на святых воротах, в сводах крыльца, в полукружиях по верхнему карнизу и т.д. Эту московского пошиба роспись, такую суетливую и земную после ясных новгородских видений, производил в 1702 году иконописец Иван Яковлев Бахматов с артелью костромичей в 30 человек.

Собор пестрит узорами и красками; на стенах его много изображений. Знаменский собор обведен оградой: в её северной стене помещены святые врата с двумя пролётами, украшенными росписями. Монументальные формы врат, не знающих обычных московских делений, построены уже новгородскими или псковскими мастерами.

В соборе проводятся концерты духовной хоровой музыки: благодаря отличной акустике, собор идеален для проведения концертов духовной хоровой музыки, которая позволяет еще глубже ощутить всю красоту артистического замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

Храм открыт с 10.00 до 17.00, выходные - среда, первый четверг месяца.

Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор Знаменский собор

Ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.)

Построенная в 1374 г. церковь завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций.

Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека. Это единственные сохранившиеся фрески византийского мастера, украсившего живописью около 40 церквей.

Одновременно знакомит зрителей с нашедшим в ней отражение распространенным в то время на Руси учением исихастов о "нетварном свете". До нас дошли изображения исихастов, или столпников, в Троицком приделе церкви, где молилась семья боярина Машкова, заказчика церкви. Смелая, свободная манера письма придает храму грандиозное звучание.

Храм открыт с 10.00 до 17.00, выходные – понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Ц. Спаса Преображения на Ильине улице Ц. Спаса Преображения на Ильине улице Ц. Спаса Преображения на Ильине улице

 

 

 

 

 

 

 



Офис: Великий Новгород, ул. Предтеченская, д. 18

ТУРФИРМА:

+7 (8162) 55‑22‑39, 8 960 200‑44‑88, 8 952 489‑00‑33 sadkorus@mail.ru

ЗАКАЗ ТРАНСПОРТА:

+7 (8162) 55‑88‑03, 55‑88‑07, 8 953 909‑88‑99, 8 953 906‑88‑77 8162558807@mail.ru


Яндекс.Метрика