Турфирма:

+7 (8162) 55-22-39
+7 952 489-00-33
sadkorus@mail.ru
vk.com/ttksadko
Предтеченская, 18
Мы на карте

Турфирма:

+7 (8162) 55-22-39
+7 952 489 00-33
sadkorus@mail.ru
vk.com/ttksadko

Возможна оплата: VISA • Mastercard • Maestro

Возможна оплата: VISA • Mastercard • Maestro

Николо-Вяжищский женский монастырь (XIV в.)

В 12 км. на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль Вяжищского монастыря.

 Николо-Вяжищский женский монастырьМонастырь основан в конце XIV в.

До наших дней сохранился архитектурный ансамбль XVI-XVIII вв., включающий в себя главный храм монастыря Никольский собор 1685 г., а также церкви св. Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней.

Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами постройки выглядят торжественно на фоне окружающей природы. Спокойствие и величие Времени влечет сюда туристов и паломников. Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в 7.00 и в 17.00.

Монастырь открыт для посещения в любое время. д. Вяжищи. Проезд автобусом №123 от вокзала.

Николо-Вяжищский женский монастырь Николо-Вяжищский женский монастырь

Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь (XV-XVII вв.)

Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь является одним из древнейших монастырей Новгородской земли. время основания монастыря неизвестно: летописи в первый раз упоминают о нём в 1408 году, когда пришёл сюда блаженный Михаил, Клопский чудотворец.

Преподобный Михаил был внуком Иоанна Калиты и сыном Великого князя Симеона Ивановича, по прозванию Гордый. Скрывая своё происхождение, он принял на себя Христа ради юродство, оставил Москву и в рубище явился к игумену Клопского монастыря Феодосию. Быть может, имя сего великого угодника навсегда осталось неизвестным, если бы удельный князь Константин Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), бывший тогда наместником в Новгороде, при посещении монастыря не признал в юродивом ближайшего своего родственника.

В течение 44-летнего пребывания в монастыре преподобного Михаила, Господь многократно прославлял своего угодника даром прозорливости и чудес, из которых наиболее известны следующие. Однажды в Новгороде случилась страшная засуха. Пономарь обители, вышедший поискать где-нибудь воды, увидел Св. Михаила, пишущего на песке слова Писания: «Чашу спасения приму и имя Господне призову». Когда же игумен, извещённый о том, спросил отшельника о таинственном значении слов сих, то Святой Михаил обещал ему на этом месте источник воды, каковой по молитве преподобного и открылся внезапно.

Во время голода игумен усомнился раздавать хлеб народу, опасаясь, что недостанет припасов для прокормления самой братии, но блаженный Михаил успокоил его Евангельским примером о пяти хлебах и доказал самим делом, что монастырские житницы не оскудеют от раздачи хлеба. Да и сама обитель, однажды объятая огнём, спасена была от конечной гибели предстательством преподобного.

Но особенно замечательно пророчество преподобного Михаила о падении Новгорода. Однажды сошёлся он со святым архиепископом Евфимием в обители Святителя Николая на Вяжищах и сказал: «Сего дня радость великая в царском граде Москве (это было 22 января 1440 г.) – у Великого князя Василия родился сын Иоанн. Он разорит обычаи земли Новгородской, погубит город наш и страшен будет многим землям». Спустя сорок лет это пророчество сбылось: Великий Новгород был покорён Иваном III в ходе знаменитой Шелонской битвы и заключённого в 1471 г. судьбоносного Коростынского договора, положившего начало единению Русских земель.

Таков был великий угодник Божий, преподобный Михаил Клопский, отказавшийся добровольно от земного царского венца для получения венца Царства Небесного. Скончался преподобный Михаил 11 (24) января 1452 г. В то время, по случаю сильных морозов, земля была крепче камня: так что нигде невозможно было прокопать могилы. Тогда игумен, вспомнив о месте, где преподобный любил стоять на молитве, и о словах, сказанных им: «Се покой мой вовек века, яко зде вселитися имам», доложил об этом архиепископу. Тот велел копать землю, и она оказалась мягка, как летом.

После кончины преподобного, по его (ещё прижизненной) просьбе, князем Константином Дмитриевичем, ближайшим родственником святого, был построен первый в обители каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1562 г. храм за ветхостью был разобран и на его месте выстроен новый каменный собор, в котором и по сей день почивают под спудом на южной стороне Святые мощи преподобного Михаила Клопского.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно подвергался упадку и разрушению. Одна из наиболее трагических страниц его бытия пришлась на большую часть XX века. Упадок монастыря в самом начале века, преобразование в 1920-е гг. в женскую обитель, недолгий период возрождения и относительного благополучия, борьба за сохранение его святынь в 1920-е – начале 1930 гг. В 1934 г. монастырь был закрыт, началось варварское разграбление и разрушение архитектурного ансамбля. На долгие десятилетия в Святыне земли Русской воцарилась мерзость запустения и безмолвия, ставшая немым укором духовного падения России. Но не истощилось почитание чудотворца, не заросла дорога, ведущая сюда. Редкие архиерейские богослужения возобновились в 1990-е годы. В 2005 г. Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь был передан Новгородской епархии. А 22 января 2006 г. в обители произошло знаменательное событие. Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил престол в честь преподобного Михаила Клопского в новой деревянной церкви, построенной на пожертвования прихожан и паломников. И вернулась в монастырь церковная жизнь с праздничными и воскресными службами, монастырскими трудами, с потоком паломников, с верою и молитвой припадающих к мощам преподобного Михаила, получая облегчение и исцеление. Но до полноценной монастырской жизни ещё предстоит нелёгкий путь. В настоящее время идёт восстановление монастыря, к тому же, Михайло-Клопская обитель – старинный церковный памятник – является памятником федерального значения, в котором необходимо поддерживать древнюю фресковую живопись, сохранять подлинный вид и характер (XVII в.).

Церковь Спаса Преображения на Нередице (1198 г.)

Церковь Спаса Преображения на НередицеВсемирно известная церковь является единственной постройкой, сохранившейся от небольшого Нередицкого монастыря, на месте которого сейчас находится деревня. История церкви восходит к лету 1198 г., когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей.

До ВОВ являла собой единственный хорошо сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в.

В период ВОВ церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 гг. непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате практически все росписи были утрачены.

Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. Реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается. Выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, несколько фигур в нижней части алтаря дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

Часы работы: с 11.00 до 16.00, выходные - четверг, пятница. д. Спас-Нередицы. Проезд автобусом №186 от вокзала.

Городище. Церковь Благовещения на Городище (1343 г.)

Летом и ранней осенью у гостей города есть возможность совершить речную прогулку к истоку Волхова — озеру Ильмень, полюбоваться почти не тронутым временем живописным ландшафтом. Слева по курсу теплохода вскоре покажется высокий холм с живописными развалинами древней церкви. Это — Городище. Именно здесь, согласно легенде, покоится в золотом гробу Рюрик, приглашенный княжить на Новгородскую землю и навсегда оставшийся в ней.

Через Городище шла дорога в Ростово-Суздальское княжество. Здесь жил Александр Невский, останавливались Дмитрий Донской и Иван III. Здесь чинил расправу над непокорными новгородскими боярами Иван Грозный. Петр I пожаловал Городище Меньшикову.
В 1103 г. сын киевского князя Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на Городище церковь Благовещения.

В 1342 - 1343 гг. на месте разрушенного храма XII в. был выстроен новый храм, просуществовавший до 1941 года.

Во время ВОВ он был почти полностью разрушен артиллерийским обстрелом. Церковь Благовещения представляла собой типичный памятник новгородского зодчества середины XIV в. Фасады церкви имели, по-видимому, трехлопастные завершения. Своды и купол храма, рухнувшие еще в древности, были заменены деревянными перекрытиями.

Церковь Благовещения не была расписана полностью. Фресковая роспись располагалась только на небольшом участке стены в нише жертвенника храма. В центре ниши изображена композиция «Христос во гробе», излюбленная в византийском и раннеитальянском искусстве ХIII - ХIV веков. По сторонам от неё фигуры Иоанна Богослова и епископа Родиона, по-видимому, патрона заказчика росписи. Точная дата городищенской росписи неизвестна. Если согласиться с принятой в литературе датировкой, связывающей эти фрески с окончанием постройки, то нужно признать, что среди новгородских росписей XIV в. они самые ранние. Однако принятая в литературе датировка росписи далеко не бесспорна. Более вероятно, что роспись исполнена в конце XIV в.

Раскопками, проведенными у стен церкви Благовещения в 1934, 1966-1969 гг., удалось обнаружить нижние части стен храма, выстроенного в 1103 г. и являвшегося второй по времени (после Софийского собора) каменной постройкой Новгорода. Раскопки этого выдающегося по значению памятника продолжаются.

Церковь Спаса Преображения на Ковалёве поле (1345 г.)

Спускаясь далее по течению Волховца, мы издалека видим высокий холм. На нем стоял Ковалевский монастырь, от которого теперь остались лишь руины.

 Церковь Спаса Преображения на Ковалёве полеЦ. Спаса на Ковалёве была выстроена в 1345 г. новгородским боярином Онцифором Жабиным. Она принадлежит к числу памятников переходной эпохи, в архитектурном облике ее отразились и те новые поиски, которые характерны для новгородского зодчества конца XIII – первой половины XIV в., и старые традиции домонгольского периода. Характерной особенностью Ковалевской церкви являются притворы, примыкающие с западной, северной и южной сторон к основному кубическому массиву храма.

Южный притвор являлся фамильной боярской усыпальницей Жабиных. Раскопками под древним полом были обнаружены погребения в деревянных долбленых колодах и в каменных гробницах, форма которых повторяла деревянные долбленые колоды. Роспись Ковалевской церкви была исполнена в 1380 г. на средства некоего Афанасия Степановича и подружи» (жены) его Марим, как сообщала об этом древняя надпись над западным входом в храм.

До 1941 г. роспись покрывала купол, алтарную часть, северную и южную стены храма, значительную часть столбов и арок, а также западный притвор храма. Ковалёвская стенопись, исполненная южнославянскими, по-видимому, сербскими художниками, является еще одним доказательством прочных культурных связей Новгорода с балканскими славянскими странами, что убедительно доказывают также и литературные связи Новгорода XIV – XV вв.

В 1941-1944 гг. храм был превращен в руины. Мастерство и титанический труд реставраторов вернули жизнь и самому храму (архитектор Л. Красноречьев), и его живописи (реставраторы Грековы). Сегодня можно увидеть интерьер храма с фрагментами фресок, подняться на хоры и оценить изящество пропорций церкви.

Церковь открыта для посещений с 11.00 до 16.00, выходные - четверг, пятница. д. Волотово. Проезд автобусами №103, 116, 120 от вокзала.

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле (1352 г.)

Церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, в 1363 г. храм был расписан.

 Церковь Успения Богородицы на Волотовом полеВсемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций.

В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров.

За возрождение уникального памятника XIV века – ц. Успения Богородицы на Волотовом поле – художники-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ.

Уникальные иконы XV в. из ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.

Церковь открыта для посещений с 11.00 до 16.00, выходные - четверг, пятница. д. Волотово. Проезд автобусами №103, 116, 120 от вокзала.

Варлаамо-Хутынский женский монастырь (XII в.)

Согласно народному преданию, монастырь появился в XII в. на «худом месте», находившемся во власти злых сил. Силой молитвы Варлааму удалось изгнать злых духов и воздвигнуть храм – ц. Спаса Преображения.

 Варлаамо-Хутынский женский монастырь В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и по легенде стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, царь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опаленная дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

 Варлаамо-Хутынский женский монастырь В настоящее время монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI-XIX вв. На его территории находится святая горка, землю для которой, по легенде, наносил Варлаам Хутынский.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 г. в своем доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 г., в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

Богослужения в монастыре проводятся в 7.30 (9.30 по выходным) и в 18.00. Монастырь расположен в 10 км севернее города, открыт для посещения с 9.00 до 20.00. д. Хутынь. Проезд автобусом №121 от вокзала.

Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

   Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»

Одним из самых любимых мест отдыха горожан и гостей города является Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» близ Юрьева монастыря. В «Витославлицах» открыты для посещения храмы, избы, кузница, гумно, выставки, которые отражают уникальные явления народного быта.

Все постройки подлинны, перевезены из разных уголков Новгородской земли. Старейшая из них – ц. Рождества Богородицы из села Передки 1531 г. – самая древняя из сохранившихся на севере Руси.

Особую известность для местных жителей и туристов приобрели постоянно проводимые праздники фольклора и ремесел, святочные гуляния, фестивали колокольных звонов.

Часы работы: 10.00-18.00 (с 1 апреля до 1 октября), 10.00-17.00 (с 1 октября до 1 апреля), без выходных. Проезд автобусом №7, 7а от вокзала.

 Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»  Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»  Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»  Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»    Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»

Свято-Юрьев мужской монастырь (XII вв.). Георгиевский собор (1119 г.)

Действующий мужской монастырь XI в., расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца).

Главный храм Юрьева монастыря – Георгиевский собор (1119 г.) - удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня.

Свято-Юрьев мужской монастырь. Георгиевский соборВеличественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении.

Свято-Юрьев мужской монастырь. Георгиевский соборСовременный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны; к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне.

Богослужения проводятся ежедневно в 9.00 (по выходным в 10.00) и в 18.00. Монастырь открыт для посещений с 10.00 до 20.00. д. Юрьево. Проезд автобусом №7, 7а от вокзала.

Церковь Николы на Липне (1292 г.)

Южнее Перыни открываются безграничные просторы Ильмень-озера. На восточном берегу его виден последний в этом районе памятник древнего Новгорода – храм Николы на Липне.

Церковь Николы на Липне Ц. Николы на Липне, выстроенная в 1292 г. архиепископом Климентом, единственный остаток древнего Липенского монастыря, является выдающимся памятником новгородского зодчества. В этой церкви мы впервые встречаемся с новой строительной техникой. В отличие от более древней техники из чередующихся рядов плинфы и камня на растворе извести с примесью мелкотолченного кирпича-цемянки, ц. Николы в основном сложена из волховской плиты на растворе извести с песком. В кладке ц. Николы местами применен и кирпич новой удлиненной формы, но отнюдь не в древней системе чередования кирпича и камня. Эта техника кладки станет характерной особенностью новгородского зодчества XIV-XV вв. Фресковая роспись ц. Николы на Липне вплоть до ее гибели в 1941 - 1943 гг. была скрыта под малярной записью, произведенной в 1877 г. Только незначительные фрагменты стенописи конца XIII в., избежавшие реставрации XIX в., удалось обнаружить в 1930 г. при разборке иконостаса. Фресковая роспись ц. Николы являлась как бы промежуточным звеном между новгородской живописью домонгольского периода и замечательным циклом росписей второй половины XIV в. Ц. Николы подверглась серьезным разрушениям в 1941-1943 гг.

В настоящее время памятник восстановлен в первоначальных формах.

Перынский скит. Церковь Рождества Богородицы (XIII в.)

Там, где Волхов берет начало из легендарного Ильмень-озера, возвышается поросший соснами пологий холм — Перынь. По преданию, в языческие времена стоял здесь идол Перуна, бога грома и молнии. После крещения новгородцев «огнём и мечом» его сбросили в Волхов, на этом месте построили монастырь, который в 1611 г. разорили шведы.

Перынский скит. Церковь Рождества БогородицыС начала XIX в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 г. архимандрит Фотий построил для них каменные кельи – сохранились три кирпичных одноэтажных здания.

Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки. До наших дней сохранилась также и ц. Рождества Богородицы. Церковь считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 г., когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Церковь Благовещения в Аркажах (1179 г.)

Монастырская каменная церковь Благовещения была выстроена в 1179 г. архиепископом Ильей неподалеку от Успенской церкви Аркажского монастыря, сооруженной в 1188 г.

Ц. Благовещения представляет наиболее древний образец малых четырёхстолпных новгородских храмов второй половины XII в.

 Церковь Благовещения в АркажахОт первоначальной постройки сохранилась только нижняя половина. Верхние части стен, своды и купол рухнули еще в древности и были вновь выстроены в XVII в. Именно в эту пору появилось восьмискатное покрытие здания и новый купол. Фресковая роспись церкви Благовещения, исполненная в 1189 г., сохранилась фрагментарно только в алтарной части храма и расчищена из-под побелки и поздней штукатурки пока еще не полностью. Стенопись церкви Благовещения отмечена особенностями складывавшейся к концу ХII в. новгородской художественной школы. Яркая полнозвучная красочная палитра, подчеркнутая роль линии, резкий контурный рисунок – все эти особенности, отчетливо выступающие в росписи Благовещенской церкви, являются характерными чертами новгородской школы как в станковой, так и в монументальной живописи ХII - ХIII веков.

В 1941-1943 гг. храм был превращен фашистскими захватчиками в конюшню и склад сена.

Часть расчищенных фресок была уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. В 1945 г. фрески вновь пришлось расчищать.

 

 

 

 

 

 



Офис: Великий Новгород, ул. Предтеченская, д. 18

ТУРФИРМА:

+7 (8162) 55‑22‑39, 8 960 200‑44‑88, 8 952 489‑00‑33 sadkorus@mail.ru

ЗАКАЗ ТРАНСПОРТА:

+7 (8162) 55‑88‑03, 55‑88‑07, 8 953 909‑88‑99, 8 953 906‑88‑77 8162558807@mail.ru


Яндекс.Метрика